Полина Назайкинская

Композитор
Ее мечта осуществилась — она живет музыкой, сочиняет каждый день. Современный композитор Полина Назайкинская в своём творчестве дистанцируется от культурного стереотипа разделения музыки на «мужскую» и «женскую». Быть актуальной и востребованной в мире музыки ей позволяет упорство, любовь к своему делу и "подарок судьбы", который позволил получить бесплатное образование в престижном Йельском Университете. Композитор, которому Владимир Спиваков подарил скрипку, рассказала She Dreams, о своем пути в музыке, переезде в США, свободе творчества, возможностях, которые достаются тяжелым ежедневным трудом и о том, почему в иммиграции приобретаешь лишние 10 лет молодости.

Полина Назайкинская — выпускница Академического Музыкального Колледжа при Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского и Йельского Университета, живёт в США. Её произведения исполняются по всему миру топовыми оркестрами. Полина сотрудничала с выдающимися дирижерами- Теодором Курентзисом, Осмо Ванска, Ханну Линту и Фабио Мастранжело.

Опера «Волшебное Зеркало» по мотивам сказки Пушкина была исполнена в Бостоне и Нью-Йорке. Симфоническая поэма «Зимние Колокола» звучит на радио, включена в программы оркестровых концертов. В 2010 году это произведение набрало рекордное количество прослушиваний на YouTube в рамках интернет-конкурса композиторов, организованного Google. В июне 2018 при участии "RIOULT Dance NY" состоялась премьера первого балета Полины «Ностальгия». Премьера состоялась в The "Joyce Theater" в Нью Йорке.


Когда ты начала заниматься музыкой?
Я начала заниматься музыкой с 4 лет, и в 14 лет написала своё первое большое произведение- струнный квартет. С пяти лет я начала учиться в Музыкальной Академической Гимназии г. Тольятти, которую организовала удивительная женщина, музыкант и педагог, Лидия Семёнова. Именно она была моим первым учителем и инициатором социальных проектов, много значивших для культурной жизни нашего города.

Мне повезло: гимназия была экспериментальная, потому что музыкальным предметам отдавалось предпочтение. Каждый ученик осваивал одновременно два или три музыкальных инструмента. Для меня это были флейта, скрипка, фортепиано. В классе было всего 9 человек. Мы с одноклассниками до сих пор очень дружим и поддерживаем связь. После этого была учеба в Тольяттинском Музыкальном Училище, переезд в Москву и учеба в Академическом Музыкальном Колледже при МГК им. П.И. Чайковского.


Почему ты решила связать свою жизнь с музыкой?
Через музыку я раскрываю свое отношение к миру, выражаю эмоции, переживания. С раннего детства я много времени проводила за фортепиано, сочиняя музыку. Для меня не стоял вопрос "кем быть". Я всегда ощущала себя композитором и мне казалось, что это единственно верный для меня путь в жизни.


Полина Назайкинская, композитор, теодор курентзис, Дирижер
Фотограф - Эмма Казарян
Было ли тяжело семье поддерживать тебя в творчестве?
Мама всегда была рядом. Когда я училась в школе, она преподавала студентам архитектуру в Политехническом Институте. Педагоги в России зарабатывают мало. Из-за того, что нужно было покупать дорогие музыкальные инструменты, возить меня к профессорам в Москву, пришлось ей оставить любимую работу и открыть свою архитектурную фирму. Это был отчаянный поступок, ведь ей было "за сорок". По российским меркам - поздновато для начала бизнеса, но все сложилось благополучно, и моя мама для меня всегда была и будет "my role model".


Как ты оказалась в США?
В 2008 году я отправилась в США в Йельский Университет, чтобы поступить на композиторский факультет.

Это был счастливый случай, подарок судьбы. Я бы не потянула платное образование, но в этот год

анонимный спонсор пожертвовал крупную сумму денег Йельской Школе Музыки, поэтому обучение для всех студентов стало бесплатным – поступившие студенты получили полные стипендии. При этом нужно было пройти серьезный конкурсный отбор.


На первый тур я послала диск со своими произведениями, ноты, рекомендательные письма от педагогов.

В тот год мне посчастливилось сотрудничать с выдающейся певицей Натальей Кирилловой, которая прекрасно записала мой цикл романсов на стихи Блока. Естественно, романсы были на русском языке, но как оказалось, заведующий кафедрой композиции Йельского Университета Мартин Брезник очень любил русскую поэзию и остался под впечатлением от записи.


Меня пригласили на второй тур для личного собеседования с профессорами на кафедре композиции. Я исполнила несколько своих произведений, ответила на огромное количество вопросов от педагогов, и в итоге оказалась в числе пяти счастливчиков (из более чем 300 претендентов), принятых на факультет.


Чем отличалось образование в США и в Москве?
В Йеле созданы самые благоприятные условия для исполнения новых студенческих произведений: в доступности музыкальный коллектив любого состава. В США молодым композиторам дается возможность работать с оркестрами. Йельская Школа Музыки – очень престижное учебное заведение, туда поступают лучшие молодые инструменталисты и вокалисты со всего мира. Работать с музыкантами мирового уровня, которые хотят с тобой сотрудничать - большое счастье и удача. Таким образом, в США больше практики, зато в России студентам факультетов композиции дается очень сильная теоретическая база.


Для сравнения: молодым студентам-композиторам в России порой бывает очень сложно найти возможности для исполнения своей музыки. Студентам-композиторам Йельской Школы Музыки дается возможность представлять свою музыку на концертах не менее 8 раз за учебный год.


Как это возможно?
В России считается, что ты должен иметь сильные теоретические знания. Это обязательно.

А здесь студенты иногда даже не могут правильно записать, то что они сочинили. Люди настолько свободны от теории, что зачастую "изобретают велосипед", а результат иногда получается на удивление интересный.


Женщина композитор — это типично для России?
В России были и есть выдающиеся женщины-композиторы: Софья Губайдуллина, Галина Уствольская. Из молодого поколения- Настастья Хрущева. Действительно "всенародно известных" достаточно мало.

Но не стоит различать композиторов по гендерному признаку. Недавно мне предложили написать музыку для "женской" концертной программы. Я отказалась. Не понимаю "разделения" в музыке на мужчин и женщин. В этой, как и в любой другой профессии важен не пол, а талант. Как здорово, если было бы больше «слепых» прослушиваний при выборе лауреатов композиторских конкурсов и составлении концертных и фестивальных программ.


Что повлияло на твое становление как композитора в США?
В первую очередь- мои замечательные педагоги: Кристофер Теофанидис и Таня Леон. Возможность писать для большого симфонического оркестра и слышать, как исполняется моя музыка. Когда такое случилось впервые – я была самым счастливым человеком. Это вселило в меня надежду и уверенность. Я увидела сильную реакцию людей на мою музыку. Недавно, после премьерного исполнения балета "Ностальгия", ко мне подошли несколько людей. Они плакали, когда делились своими впечатлениями. Меня это тронуло до глубины души. Сочинять музыку — это для меня как дышать. Я не могу этого не делать.




Что приобретаешь в иммиграции?
Приобретаешь лишние 10 лет молодости. Здесь по-другому ощущается и исчисляется возраст. 30 лет для Америки - это молодость. Внутренне ощущение что многое еще впереди - не купишь ни за какие деньги.
Какая у тебя мечта?
Я мечтала быть композитором и сочинять музыку. Я живу этим каждый день. Профессия не из легких, но я счастлива, что могу делать то, что люблю. Это воплощение моей мечты. Я хотела быть композитором, и я им становлюсь. Настолько люблю музыку, что готова к любой аскезе, лишь бы сочинять.


Главное для меня - быть честной и смелой с самой собой. Композитор – сложная профессия, для "пропуска" в безбедную жизнь. Многие музыканты уходят из профессии, но прежде чем сдавать позиции, нужно проработать все варианты. Однажды решив для себя, что я буду зарабатывать на жизнь музыкой, я стараюсь не отступать. Бывали времена, когда мне было очень тяжело в финансовом плане, но даже тогда я не переставала сочинять ни на минуту. Сейчас я много преподаю, параллельно работаю над несколькими интересными проектами. Я искренне надеюсь, что моя музыка и мой путь к мечте вдохновит тех, кто тоже мечтает.
INSTAGRAM: @polinamusic
Автор фотографий- Эмма Казарян
Made on
Tilda